Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Божий храм в душе построим!
Мы разработали проект, который называется «Божий храм в душе построим». 

Цели исследования: выявить причины необходимости восстановления, реставрации и строительства храмов, укрепление христианской веры в России, повышение религиозной культуры и воспитание в современном человеке чувства духовности. 

Задачи исследования: 
- изучить историческую значимость христианства в Волгоградской области; 
- выявить значение местоположения храмов; 
- показать на примерах значение православных храмов и монастырей в жизни русского народа; 

Звон колоколов, запах благовоний, лики святых… За годы Советской власти наша страна почти забыла об этом. Изменился наш менталитет, ценности. Но до сих пор разливается по округам звон колоколов, и ослабевшая за долгие годы вера пытается заново укрепится в сердцах современных россиян. Во многих деревнях и городах есть свои приходы – самые низшие церковно-административные единицы, в которых есть храм, община верующих и церковнослужителей, церкви – организации, в которых активно занимаются религиозной деятельностью, объединяясь в религиозную общину. В некоторых деревнях и городах есть и монастыри, в которых живут, трудятся и беспрестанно молятся монахи и монахини, у них есть единый устав, единый комплекс богослужебных и хозяйственных построек. 
А зарождаться это стало очень давно. Первые огоньки христианских лампадок затеплились на берегах Волги и Дона где-то в середине VI века. В этих степях тогда жили племена хазар, зависимые от Тюркского каганата, чьё население входило под влияние Византии. В X веке в Хазарии существовала христианская община, согласно житию, равноапостольный Кирилл, находясь с миссией в Хазарии в 860 году, крестил 200 хазар. Вскоре территория перешла во власть киевских князей, и количество христиан увеличилось. 
В 1667 году в Царицыне было уже два храма, а в 1889 уже 10 церквей, 1 монастырь, две часовни и около 40 тысяч прихожан. 
Испокон веков сердце русского человека было наполнено верой и любовью к Богу. 
Сейчас в нашей стране прижилось очень много религий, только в Волгоградской области насчитывается около 20 вероисповеданий! Но большая часть верующих, как во всей России, принадлежит к христианской православной церкви. Поэтому мы поговорим именно о них. 
Храм всегда был для человека особенным местом. В нём словно чувствуется присутствие Бога. Чистое, светлое место, где можно отдохнуть душой. А в старые времена значение церкви было несравненно выше! Ни одно событие в жизни не проходило без участия духовенства, церкви. Сразу после рождения ребёнка крестили, женились через церковь, после смерти человека отпевали в церкви. А уж за церковными праздниками, постами очень строго следили! Очень важно было иметь у себя в деревне церковь, тогда такие деревни гордо называли себя сёлами. Но это было ещё до революции. 
Люди очень старались при оформлении своих храмов, стараясь сделать их великолепно-красивыми, богатыми, насколько, конечно, хватало денег и возможностей. Даже место для строительства выбирали очень тщательно, со знанием дела. Строили церкви только на благоприятных местах. Известно, что для того, чтобы определить, где строить храм, вызывали лозоходца. Тот обламывал ветку с лозы, ивы или орешника с развилинкой. Затем брал оба конца в руки так, чтобы третий, острый угол был обращён кверху, и начинал искать. Там, где лоза в руках склонится верхним концом вниз, и строили церковь. 
Конечно же, старались строить храмы на возвышенностях, чтобы церковь была видна отовсюду, а звон колоколов разносился бы по всей округе. Церковь могла оповещать о нападении, пожаре, звоня в колокола. Храмы строили в центре поселений, на главных площадях. Но люди были ещё и очень внимательны. Они наблюдали за природой, животными или особо чувствительными людьми – юродивыми, как их тогда называли. Возможно, поэтому люди, пришедшие в храм, испытывают такое душевное равновесие. 
По всей Волгоградской области можно найти немало храмов, имеющих древнюю, богатую историю. В Волгограде есть старинная церковь – храм Иоанна Предтечи. Это самая старая и самая первая церковь Царицына, расположенная на набережной Волги. 
Храм заложил ещё Иоанн Грозный в честь своего святого во время похода на Казанско-Астраханское ханство в крепости на Царицыне-острове, около 1577 года. В начале XVII века крепость была перенесена на правый берег в месте слияния Волги и Царицы, а в 1608 году в крепости была построена и церковь. Но в ходе разбойничьих выступлений все деревянные постройки Царицына были сожжены. В 1615 году царь Михаил Фёдорович решил восстановить церковь. К 1664 году храм отстроили в монастырь. С этого года многие и ведут родословную храма Иоанна Предтечи. Церковь в то время была деревянной, древней византийской архитектуры, покрыта черепицей. 
Говорят, что именно в этом храме крестили во младенчестве известного казачьего бунтовщика Степана Разина. Позднее здесь молились и разинские казаки после возвращения из Персидского похода в октябре 1669 года. После захвата разинцами царицынской крепости в 1670 году, церковь продолжала исправно действовать, а лица духовного звания даже поддерживали восставших, помогая им готовить известные подмётные (т.е. анонимные) письма. 
Свою лепту в строительстве храма внёс и Пётр I. Он не раз бывал в Царицыне. Однажды, во время эпидемии холеры, он надолго задержался в городе и молился за здравие в храме. Уезжая, Пётр велел перестроить церковь из деревянной в каменную и достроить предел Петра и Павла в честь своих святых. Каменная постройка была возведена в 1704 году, став таким образом первой каменной церковью города. 
По преданию, в 1722 году царь-реформатор вновь посетил храм по пути на войну с Персией и остался храмом очень доволен. 
В царствование Екатерины II Иоанно-Предтеческий монастырь упраздняется, а Иоанно-Предтеческая церковь становится приходской. Окончательно монастырь был закрыт в 1755 году. 
Советская власть резко изменила историю Иоанно-Предтеческого храма. Его богослужебная утварь в 1922 году попала под указ комиссии по изъятию церковных ценностей, с икон содрали серебряные оклады, вынесли многие вещи. Через 10 лет у храма отобрали и колокола, и сами иконы, и всё имущество, вплоть до кованой ограды. 27 февраля 1932 года было решено закрыть церковь из-за опасностей оползней, а через месяц её взорвали. 
Во время Сталинградской битвы немцы укрепили оставшийся целым фундамент взорванного храма, превратив его в мощный дот, надолго сдержавший наше контрнаступление на этом участке. 
Первым шагом по воссозданию храма Иоанна Предтечи на Центральной набережной в Волгограде стали закладка и освещение места под строительство храма, которые произошли 10 сентября 1995 года, и открытие близко к местоположению храма деревянной часовни во имя Иверской иконы Божией Матери. 
Первым наместником прихода стал иерей Олег Викторович Кириченко, который был назначен на эту должность в августе 1997 года. При нём и началось воссоздание первого Царицынского храма, строительство которого было объявлено «народной стройкой». Деньги на её возведение собирались по всему городу. Так общими силами был восстановлен храм, и в 2001 году, в Пасху, в нём отслужили первую Литургию. 
В годы Советской власти пострадало много храмов и монастырей. Многие не восстановлены до сих пор, некоторые находятся на грани разрушения, как, например, Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. 
Построили его казаки в 1838 году для престарелых для защиты от военной брани. Они попросили у Войскового округа землю под монастырь, недалеко от устья реки Медведицы, в балке «Межигорской пустыни». 
В XVII веке частые набеги татар вынудили казаков перенести монастырь в безопасное место. И в 1652 году он был перенесён на правый берег Дона, напротив Усть-Медведицкой станицы, на площадку уступа над обрывом высокого гористого берега, с обеих сторон окружённого горами. Строительство закончилось к 1662 году. Всем хотелось сразу и освятить храм, но по сложившимся обстоятельствам это удалось сделать только через пять лет. 
Монастырь сначала был небольшим, окопан рвом и обнесён валом для защиты от набегов. Было в нём всего 14 человек. Обитель то постепенно расцветала, то терпела лишения. В годы лихих сражений принимала в своих стенах раненных казаков, снаряжала для царской службы. Усть-Медведицкий монастырь с самого момента основания был колыбелью казачества, оплотом православия и защиты Отечества на окраине Донской земли. 
В середине XVIII веке монастырь потерпел стихийное бедствие. От весеннего разлива рек Дона и Медведицы талые воды подмывали почву, отчего она становилась неустойчивой, появлялись оползни, грозившие обители разрушением. От движения почвы оседали здания, трескались стены, и вот в 1752 году, под Пасху, склон горы и обитель медленно сдвинулись и сползли в разлившийся Дон. Строить монастырь на прежнем месте было нельзя, поэтому выбрали новое место на полугоре, на полкилометра выше прежнего. На месте будущего храма вырыли огромную яму, в которую казаки из окрестных хуторов бросали серебряные и золотые монеты. 
На этой полугоре в 1754 году и был построен монастырь, где от стоит и сегодня. 
Возвели великолепный храм в честь Преображения Господня с пределом Донской иконы Божией Матери. 
Изначально Усть-Медведицкий монастырь был мужским, но 9 июня 1785 года приказом Святого Синода его преобразовали в женский. 
Спустя три года, в 1788 году все сверх штатные монастыри Воронежской епархии закрыли, в том числе и Усть-Медведицкий монастырь. Имущество продали, насельниц распустили, церковную утварь велели отослать в Воронежский архиерейный дом, но её так и не отослали. 
К счастью, через 10 лет обитель вновь восстановили. Открыть её предполагалось для израненных на службах казаков и их престарелых жён. 
После небольшого подъёма опять начался спад. В середине XIX века монастырь был бедной, пустынной обителью с двумя церквами и рядом крошечных келий. 
В монастыре заботились о культуре монахинь. Так, в 1867 году при монастыре открылось бесплатное, четырёхклассное женское училище с преподаванием Закона Божьего, русского и славянского языков, географии, арифметики и русской истории. Открылась живописная школа. 
Во владениях монастыря к 1910 году было 1197 десятин земли, кирпичный завод, богодельня, школа. 
В 1927 году монастырь закрыли. Церковное здание отдали детской колонии, состоящей из 400 человек. Крайисполком утверждал, что церкви мешают воспитанию детей. До какого года там была колония, не известно, а за всё время Советского Союза монастырь видел в своих стенах и электростанцию, и зерносклад, и пионерский лагерь. 
Во времена Великой Отечественной войны, в 1942-43 гг., монастырь стал местом тяжёлых боёв. Возможно, большинство монастырских построек было разрушено войной. А в послевоенные годы большой ущерб храму нанесли случайные «недоброжелатели». 
Но со временем доступ к монастырю закрыли. Заградили оконные и дверные проёмы, что помогло сохранить храм от разрушения. 
Предполагалось, что в строительстве храма будет участвовать молодёжь, но власти решили доверить это дело профессионалам. В 1991 году монастырь передали Волгоградской епархии и открыли как мужской монастырь. Первым делом восстановили крышу храма, сделали ремонт. 
В 2002 году монастырь вновь преобразовали в женский. Территорию монастыря и сегодня старательно благоустраивают – сажают саженцы, разбивают газоны и клумбы, даже фонтан заложили. И конечно, история об Усть-Медведицком монастыре будет неполной, если не рассказать о некоторых загадках и тайнах, которые скрывают стены этого уникального монастыря, являющегося точной копией Новоафонского монастыря. 
Одна из них – подземные ходы, протяжённость которых достигает нескольких километров, а возможно, даже десятков километров. 
Старожилы донесли до нас легенды о том, что в старые времена, задолго до революции, Усть-Медведицкий монастырь был соединён подземным ходом с Усть-Медведицкой станицей, а это без малого 6 км. Другой подземный ход проходил под руслом Дона. По рассказам очевидцев, проникавших в подземелья монастыря задолго до реставрации, они вроде бы шли по ходу, который вёл по направлению к реке, но наткнулись на завал. Другая легенда гласит, что проход под Доном существовал, но обвалился, не выдержав огромной массы воды. Множество интересных историй, легенд и рассказов связано с этими подземельями. 
Бытует ещё одно предание, что в этом монастыре молилась сама Богородица. Конечно, есть предположение, что следы на камне могла оставить и игуменья Арсения, когда молилась, стоя на коленях, но с камнем связано множество случаев чудесных исцелений. Чтобы посмотреть на камень, в монастырь приезжают многие паломники со всей России. А было время, когда он лежал на полу, в куче битого кирпича. 
Монастырь требует капитального ремонта, на который требуются деньги. Но редких, небольших пожертвований не хватает. 
Люди слишком далеко отошли от религии, религиозного альтруизма, что строительство храмов уже не представляет такой культурной и жизненно важной ценности, как раньше. Когда-то люди отдавали последние копейки на строительство храма, сейчас жалеют и рубля. Ведь дело здесь не столько в деньгах, сколько в убеждениях и ценностях. 
Мы провели соц.опрос среди студентов первого и второго курсов ГБОУ СПО «Михайловский профессионально-педагогический колледж». 
Из 40 опрошенных 97,5% верят в Бога; 
85,7% студентов 1 и 2 курсов относится к христианской православной церкви, 5% – к исламу и христианской старообрядческой вере. 2,5% не верит в Бога совсем, а 7,5% не крещёные, хоть и не против присоединиться к христианской православной вере. 
Тем не менее не все с уверенностью могут сказать, нужно ли верить в Бога. 10% затруднились с ответом, 5% убеждены, что в Бога верить сегодня не обязательно, 10% думают, что это личный выбор каждого человека, и 75% считают, что вера нужна современному русскому человеку. 
Также мы спросили, нужна ли церковь в современном обществе, и зачем? 
2,5% ответили, что храмы в наше время не нужны, большая часть, составившая 60% из всех опрошенных, считает, что храмы необходимы, причём эта часть студентов показала, что имеет достаточно устойчивые представления о значении церкви на сегодняшний день. 40% из всех опрошенных затруднились с ответом. 
Итак, большинство студентов 1 и 2 курсов верит в Бога, считает что вера нужна современному человеку и знает, зачем нужно ходить в церковь. 
В нашей области планируют разработать региональную целевую программу по восстановлению и строительству храмов, рассчитывая восстановить около 50 церквей. Но как воспримется она народом, сказать очень трудно. Далеко ходить не надо, очень долго думали над проектом о восстановлении храма Александра Невского на площади Павших борцов. Всё подготовили, рассчитали, распланировали и вдруг столкнулись со стеной непонимания и протеста. С одной стороны, многие «за» строительство храма, но с другой «против». Многие говорят о необходимости строительства храмов, но кому-то колокольный звон будет мешать, кто-то против вырубки парка за площадью Павших борцов, а кто-то считает возрождение христианства, строительство и восстановление храмов делом ненужным и лишним. «Лучше бы они детский сад или дом для молодых семей построили» - сказал нам один из респондентов. 
«Я думаю, что храмы нужно строить и восстанавливать обязательно, потому что мы христиане. И храмы возрождают нашу веру. Я думаю, храмы нужны для укрепления веры человека в Бога, для того, чтобы люди были хотя бы немного добрее. Я верю в Бога, и он мне помогает!» - Юля Милякова, 12 лет. 
«Церкви нужны для того, чтобы человек мог туда прийти для так называемого «общения с Богом», и храмы обязательно нужно реставрировать, если это требует состояние храма, потому что храмы помогают сохранить нам веру, которая является своеобразной опорой для человечества!» - Рябова Юлия, 21 год. 
«Я верю в Бога не в его религиозном представлении, а как нечто высшее, что неподвластно нашему разуму. А церкви нужно восстанавливать, так как они представляют собой историческую ценность и объединяют нацию. Церковь может дать нравственное воспитание и некий стержень, если, конечно, человек сам захочет» - Иван Новиков, 29 лет. 
«Я не крещёный, но верю в Бога-Создателя, Творца. Восстанавливать можно храмы, тем, кому это нужно. Но я считаю, вера нужна любому человеку она образовывает человека морально и духовно, а религия лишь тем, кто не самостоятелен и нуждается в посредниках в общении с Богом» - Александр Сотский, 31 год. 
«Я считаю, храмы восстанавливать нужно. Они воспитывают в людях многие качества, какие к сожалению утрачены в связи с политическими изменениями в стране. В людях практически исчезла доброта, уважение, сострадание, любовь к ближнему и многое другое, что раньше прививалось в христианском мире» - Евсеева Е.Н., 39 лет. 
Кончился XX богоборческий век, затмивший, запретивший даже думать о церковном, и люди, конечно же не могут в одночасье изменить отношение к тому, к чему привыкли, научить детей думать и вести себя по-другому, иначе, чем они. Для этого потребуется много времени. Поэтому моральным долгом государства на сегодняшний день должно стать возрождение того, что было уничтожено, восстановить святыни, которые оно разрушило. Строительство храмов поможет людям вспомнить о вере, Боге, научит их жить по заповедям, поможет сохранить наши истинные русские корни, которые крепко держатся на православии и вере в Бога.
Строительство храмов поможет нам возродить веру в Бога, пробудить в душах людей жажду чего-то чистого, созидательного и мирного. Человек должен научиться жить в обществе с другими людьми, а для этого он должен уметь любить ближнего, а не входить с ним в соперничество. Борьба за лидерство и привилегии отдаляют людей, ожесточают их друг против друга, задача церкви же сплотить, объединить людей, сделать их более терпимыми друг к другу. 

*** 
Над храмами сверкают купола, 
Народу возвращаются иконы, 
И мы идем и отдаем поклоны, 
Под звон, что издают колокола. 

Вернулось то, что ждали много лет, 
Вернулась Вера к русскому народу, 
Пройдя через гоненья и невзгоды, 
Заблудшим душам подарила свет. 

Те, кто хотел в нас Веру погубить, 
Везде и всюду Храмы разрушали, 
В склады и в магазины превращали, 
Кресты на теле запретив носить. 

Колокола Россию сберегали, 
Народ предупреждая о врагах. 
Но их, в те времена, во всех местах, 
Снимая, за границу продавали. 

Кресты, иконы, даже алтари - 
Все разрушали, Веру убивая, 
Простой народ от Храмов прогоняя. 
Безумцы! Наша вера не горит. 

Она прошла пожары и гоненья, 
Господь простил, не виноват народ. 
И с этой Верой мы идем вперед 
Дорогой созиданий и свершений. 


(Автор стихотворения – Юрий Шмидт) 


Категория: Мои статьи | Добавил: Краснаякосынка (28.09.2012)
Просмотров: 2560 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: